«Брак есть союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме».
Г.Ф. Шершеневич
«Искусство упало... Все или карикатура, придумываемая, чтобы быть смешной, или выдуманная чудовищная страсть».
Н.В. Гоголь «О театре»
Мало кто знает, что премьера «Женитьбы», которая состоялась в 1842 году, совпала с появлением в Петербурге новомодного явления – фотоателье, где любой желающий мог сделать свой дагерротипный портрет. Не остались в стороне от этого увлечения и персонажи гоголевской «Женитьбы» – герои спектакля «Совершенно невероятное событие». Портреты потенциальных женихов – на фоне буколического пейзажа или в образе лихого наездника – наполняют дом очаровательной Агафьи Тихоновны. Перебирая своеобразное портфолио, разборчивая невеста пытается сделать свой выбор. Виданное ли дело – четыре жениха! Каждый по-своему достойный и солидный, и каждому «недостает подруги жизни».
Тема комедии, на первый взгляд, традиционна – сватовство и женитьба, предполагающие плутовство, неразбериху и обязательную свадьбу в финале. Но как же далека от этого гоголевская пьеса! Все в ней оказывается перевернутым, все – наоборот.
Простая житейская история оборачивается прекрасно нелепой и абсолютно абсурдной буффонадой, абракадаброй, карнавалом со смотринами женихов и жребием, который готова тянуть невеста…
Режиссер Евгений Каменькович о спектакле:
«Анатолий Эфрос справедливо заметил, что "Женитьба" – история про глубоко несчастных людей. Мы тоже рассматривали ее не столько как комедию, сколько как первую в мире абсурдистскую пьесу. И позволили себе кое-какие вольности, которые начал еще Мейерхольд. Не могу сказать, что мы поставили всего Гоголя, как делал он, но добавили реплики из других произведений, аллюзии на биографию писателя, стихи Пушкина, а в одной сцене перевели гоголевский текст в гекзаметр. Вообще это настоящее коллективное сочинение, – с чего, кстати, и начинался наш театр».
Журналист, театральный критик Наталья Ртищева:
«Анекдот вырос до глобального вопроса – страха человека быть с кем-то еще. Гоголь и сам смертельно боялся брака, поэтому актеры понимающе оглядываются на его автограф в верхнем углу кулисы. Они представляют не только историю, как люди не умеют пристроить себя к обыкновенному житейскому счастью, но и высший – то ли гоголевский, то ли современный – страх соединиться с другим человеком, стать счастливыми в браке, как Пушкин».
Полный текст можно найти в статье «По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 года», опубликованной в журнале «Forbes» (01.03.2024).
Продолжительность 2 часа 45 минут с одним антрактом
Премьера состоялась 8 февраля 2024 года
Фото Людмилы Коневцевой
12+
АВТОР – НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ
РЕЖИССЕР – ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ
СЦЕНОГРАФИЯ – ИРИНА КОРИНА
ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ – МАРИЯ БОРОВСКАЯ
ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ – ВЛАДИСЛАВ ФРОЛОВ
В РОЛЯХ:
ИВАН ВАКУЛЕНКО, ЮРИЙ БУТОРИН, ОЛЬГА БОДРОВА, МАДЛЕН ДЖАБРАИЛОВА, ЕЛИЗАВЕТА БОЙКО, ЕКАТЕРИНА НОВОКРЕЩЕНОВА, АЛЕКСАНДРА КЕСЕЛЬМАН, АЛЕКСЕЙ КОЛУБКОВ, ВАСИЛИЙ ФИРСОВ, ТОМАС МОЦКУС, СТЕПАН ПЬЯНКОВ, ВИТАЛИЙ МЕТЛИН, БОРИС ЯНОВСКИЙ.