«Военная страда окончена, и красноармеец Павел Мохов опять в родном своем селе Огрызове» – так начинается рассказ Вячеслава Шишкова, блестящего, остроумного и, к сожалению, полузабытого сегодня писателя (1873-1945). Герой возвращается домой и берется устраивать театральный кружок. Впрочем, главное здесь – вовсе не сюжет. Он прост и бесхитростен. Самое замечательное в произведении – необыкновенный язык. И спектакль дарит встречу со словом – радостным, озорным и светлым, которое переливается как чистый ручей в ясный солнечный день.
На сцене практически нет декораций. Как нет и толпы народу, хотя могла бы быть. Всех персонажей играет один актер – Евгений Думнов. Да какой актер, и как играет! То, что чаще всего пугает в моноспектаклях – скука и монотонность – отсутствует здесь начисто. Без всяких специальных приспособлений, масок и смены костюмов артист мастерски передает не просто внешнюю манеру и интонации героев. Буквально несколько штрихов – и рождается театральное чудо: перед нами, так скажем, краткие содержания личностей. Смешных, теплых, трогательных.
В спектакле радостно плещутся волны юмора. И при этом над ним вьется ласковый ветерок нежности и любви. Персонажи подаются, с одной стороны, иронично, но ирония эта – не ехидная, не злая. Это легкое милое подтрунивание над теми, в ком актер увидел не просто «персонажей», «материал для работы», а живых людей, в каждом из которых – сердится, веселится, ревнует, волнуется душа.
Пожалуй, это та редкая постановка, которую можно прописывать как лекарство – от хандры, печали, цинизма и уныния. Очень уж она заразительна в своем танцующем настроении, очень уж много упоительного удовольствия раздаривает этот коротенький моноспектакль.
Театровед, доктор искусствоведения, профессор Нина Шалимова:
«После спектакля думаешь: надо все бросать и уезжать в село Огрызово. Там зеленая трава, свежая, там голубое небо, высокое, и там радость жизни, большая, которой хватит на всех. Душевная щедрость, которой дышит спектакль – это и есть та праздничность театра, которая лежала в основании вахтанговской философии театра вообще».
Театровед, кандидат искусствоведения, редактор газеты «Культура» Елена Федоренко:
«Море остроумия, тонкого, неустаревающего. На сцене царит театральное счастье. Режиссер – один из немногих, кто действительно растворяется в артисте. И при этом все равно его почерк узнаваем, он отличается от всех. Яков Рубин владеет магией театрального гипноза. То, что делает Евгений Думнов – это высший пилотаж мастерства и таланта. Безукоризненное чувство меры и вкуса, естественность и органика, мощный темперамент. Он играет всех: и автора, и красноармейца Мохова, и красотку Таню, и горе-суфлера, и коммуниста Васютина, и какое-то невероятное количество зрителей... Каждому актер находит интонацию, манеру, жест, особую мимику. Он из тех редких артистов, которые могут говорить всем телом. Это актер-оркестр».
Продолжительность спектакля 40 минут без антракта
Премьера второй сценической редакции состоялась 29 февраля 2024 года
Фото из архива театра
16+