30.11
СКОМОРОХ ПАМФАЛОН
Центр драматургии и режиссуры (Москва)
Центр драматургии и режиссуры, Сцена на Поварской
15:00
В основе спектакля – одноименная повесть одного из крупнейших русских писателей Николая Лескова. Названное автором «старинным сказанием» произведение посвящено праведнику раннего христианства и основывается на житии «Память преподобного отца нашего Феодула епарха». В интерпретации автора истинным праведником становится не столпник, ушедший от суетной жизни, а скоморох, готовый к любым жертвам ради помощи ближним. Так переработка жития превращается в философскую притчу о праведности как служении людям.

Самобытность автора, отразившаяся в характерах героев, жанровой оригинальности и эпическом духе произведения, дает подходящий материал для полифонической постановки, в пространстве которой объединились более 60 исполнителей: артисты и музыканты театра «Центр драматургии и режиссуры» и студии SounDrama.

Музыку к спектаклю создали два композитора: сооснователь студии SounDrama, музыкальный руководитель ЦДР Сергей Родюков и художественный руководитель первого в Центральной Азии ансамбля современной музыки «Omnibus» Артем Ким. Объединяющей структурой музыкальной композиции спектакля стало знаменное пение, аранжированное в авторском решении SounDram’ы.

Режиссер Владимир Панков о спектакле:
«Служить людям в миру намного труднее, чем уйти в аскезу. Не случайно Лесков выбрал эпиграфом для своей повести "Скоморох Памфалон" цитату из Лао-Цзы: "Слабость велика, сила ничтожна. Когда человек родится, он слаб и гибок; когда он умирает, он крепок и черств. Когда дерево произрастает, оно гибко и нежно, и когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила — спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому, что отвердело, то не победит"».

Историк театра, кандидат искусствоведения, главный редактор журнала «Вопросы театра» Вадим Щербаков:
«Очень современное, сплошь построенное на авторских ассоциациях, многоэпизодное зрелище явно стремится к тому идеалу "шарообразной книги", о котором мечтал С.М. Эйзенштейн. Оно свободно растет в разные стороны с энергией взрыва. И в то же время – это настоящий средневековый мистериальный
театр».
Полный текст рецензии можно найти в статье «Божественный балаган», опубликованной в журнале «Вопросы театра» (№1-2, 2023).

Продолжительность 6 часов 30 минут с тремя антрактами

Премьера состоялась 19 октября 2022 года

Фото Григория Таки и Владимира Панкова

16+
АВТОР – НИКОЛАЙ ЛЕСКОВ
РЕЖИССЕР – ВЛАДИМИР ПАНКОВ
ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК – МАКСИМ ОБРЕЗКОВ
ХОРЕОГРАФ-ПОСТАНОВЩИК – ЕКАТЕРИНА КИСЛОВА
МУЗЫКАЛЬНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ – АРТЕМ КИМ, СЕРГЕЙ РОДЮКОВ
МУЗЫКА – SOUNDRAMA
КОНСУЛЬТАНТ, ВОКАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ВИЗАНТИЙСКИХ ПСАЛМОВ – ЕЛЕНА КРАСНОПЕВЦЕВА
ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ – АННА КОРОТКОВА

В РОЛЯХ:

ПАВЕЛ АКИМКИН, РЕГИНА АЗГАМОВА, СОФЬЯ БУКОВА, АННА ВОЛКОВА, АЛЕКСАНДРА ЗАЙЦЕВА, АНАСТАСИЯ КАРДАПОЛЬЦЕВА, АЙНУРА КАЧКЫНБЕК КЫЗЫ, СВЕТЛАНА КОЧЕТКОВА, ИРИНА КРУГМАН, ЕКАТЕРИНА ЛОПАЦКАЯ, КСЕНИЯ МАКАРОВА, КСЕНИЯ МЕЛЬНИКОВА, ПОЛИНА МИРОНОВА, НАДЕЖДА МИСЯКОВА, ИРИНА МОЛЕВА, КАРИНА МОСТОВАЯ, АНАСТАСИЯ ПРОНИНА, ЕЛИЗАВЕТА ПАХОМОВА, МАРИЯ РЕПИНА, АННА РИХТЕР, ЕЛЕНА СОЛОВЬЕВА, АНАСТАСИЯ СЫЧЕВА, ЛЮБОВЬ ТОМИЛОВА, ОКСАНА ХАЙДАКИНА, СЭСЭГ ХАПСАСОВА, ДИАНА ХАТАМОВА, АНАСТАСИЯ ЦВЕТАЕВА, НАДЕЖДА ШИРЯЕВА, АЛЕКСАНДР БОЛЬШАКОВ, ИВАН ВАЛЬКОВ, ВИТАЛИЙ ВАСИЛЬЕВ, АЛЬБЕРТ ГОРБАЧЕВ, ГРИГОРИЙ ДАНЦИГЕР, ИВАН ДЕРЕНДЯЕВ, НАРАДА ЕЩЕНКО, АЛЕКСАНДР ЗАНИН, АНТОН КИРЮШИН, НИКОЛАЙ КЛИМЕНКО, ДМИТРИЙ КОСТЯЕВ, ВИКТОР МАМИНОВ, ДЕНИС МОСОЛОВ, АЛЕКСАНДР НЕДОМОЛКИН, МАРК НОВИЦКИЙ, ЮРИЙ ОБОРОТОВ, ДАНИЛА РАССОМАХИН, ПАВЕЛ РАССОМАХИН, ВИКТОР САПЕЛКИН, ВАСИЛИЙ СУНЦОВ, РОМАН ТУМАНОВ, АЛЕКСАНДР ФОКИН, ДАНИЛ ХАЙРУТДИНОВ, МАЙЯ ГОРЯТ, АЛЕКСЕЙ ГУСАРОВ, ЕВГЕНИЯ КОЗИНА, АЛЕКСАНДРА МОЛОСТВОВА, ОЛЬГА ПУТКОВА, СЕРГЕЙ РОДЮКОВ, ГРИГОРИЙ СПИРИДОНОВ, АННА ЧЕНЧИКОВА.

В РОЛИ ЕРМИЯ – ИГОРЬ ЯСУЛОВИЧ