Родилась 4 февраля 1991 года. В 2013 году окончила продюсерский факультет ГИТИСа. В качестве ассистента режиссёра работала в Электротеатре Станиславский, а затем в Театре им. Вахтангова. В 2019 году окончила режиссерский факультет Театрального института имени Б. Щукина (курс С.И. Яшина). Режиссёрским дебютом на Вахтанговских подмостках стал спектакль «Волшебный театр Андерсена» (2020). Последующие работы: документальный спектакль «С художника спросится» к100-летию Театра им. Евг. Вахтангова (2021); спектакль «Остров рабов» по пьесе П. Мариво в Электротеатре Станиславский. В 2023 году в честь открытия «Дома Вахтангова» во Владикавказе делала концерт «Вахтангов. Путь домой» на главной площади города. С выпускниками Щукинского института (курс В.П. Поглазова) в 2020 году создала студию – театр «Вахтанговский практикум», в котором поставила спектакли «Идеалисты и циники» по рассказам А.П. Чехова (Театр им. Вахтангова), «Без кофеина и никотина» по современным текстам (арт-кафе «МАРТ» при ММОМА), а также несколько постановок в театре «Школа драматического искусства». А именно: «Пиноккио. Сны Улитки» по мотивам сказки К. Коллоди, «Мама, я блогер!» по пьесе А. Стрижевской, «Концерт для взрослых и уставших людей «Чепуха» по мотивам стихотворений и переводов С. Я. Маршака, «Дневник Писателя» по Ф.М. Достоевскому. В конкурсной программе участвует со спектаклем «Мама, я блогер!».
Сергей Тонышев
Родился в г. Ханты-Мансийск. Рос и учился в г. Тюмень. С детства занимался танцевальным спортом, стал четырехкратным чемпионом России, серебряным и бронзовым призером чемпионатов Европы и мира. Мастер спорта международного класса по танцевальному спорту. Окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача). Поставил спектакли: «Моя жизнь. Рассказ провинциала» по повести А. П. Чехова (МХТ им. Чехова), «Цветы запоздалые» также по повести Чехова («Театр Мастерских»), «Бобок» по дневникам писателя и нескольким главам романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского (Центральный академический театр Российской Армии), «Легенда о Гамлете» по мотивам пьесы У. Шекспира «Гамлет» (Сургутский музыкально-драматический театр), «Пятиречие» по архангельским сказам и преданиям (РАМТ), «Илаяли» по роману К. Гамсуна «Голод» (ВШСИ К. Райкина, совместно с курсом А. Коручекова), «Причал» по сценарию Г. Шпаликова (Театр на Таганке), «Без сна» по мотивам романа Ю. Фоссе «Трилогия» (МТЮЗ) и др. Выступил в качестве хореографа в спектаклях «РЕЙП МИ» по пьесе Ирины Васьковской (Театр им. Ермоловой), «Герои среди нас» по инсценировке Сергея Давыдова (Нижегородский Центр театрального мастерства), «Собака с дамочкой» (ШДИ), «Гроза. Апокриф» (ШДИ) и др. Участник и победитель многих театральных лабораторий в Москве и регионах. В конкурсной программе участвует со спектаклем «А.Т.»
Александра Толстошева
Окончила театроведческий факультет ГИТИСа (курс Н. С. Пивоваровой) в 2011 г. Тогда же поступила на режиссерский факультет (курс Ю. Н. Погребничко) в Театральный институт им. Бориса Щукина, который окончила в 2016 г.
С 2012 г. – актриса Московского театра «ОКОЛО дома Станиславского». Играла в спектаклях Московского театра им. Ермоловой, Центра им. Мейерхольда, театре «Школа современной пьесы» и др.
Поставила несколько спектаклей в театре «Около»: «Я помню» по пьесе Радзинского «104 страницы про любовь» (2015 г.), «Бег» по роману М. А. Булгакова (2016 г.), «Сарай № 12» вместе с И. Оксом, Н. Швецом и М. Солоповым по рассказам В. Пелевина (2016 г.), «Приключения Незнайки и его друзей на воздушном шаре» по повести Николая Носова (2017 г.), «Сирано де Бержерак» по пьесе Эдмона Ростана (2022 г.).
В МТЮЗе поставила «День рождения Смирновой» по пьесе Л. Петрушевской 2017 г.), «Танцплощадка» по собственной пьесе (2018 г.), «Робин Гуд. Баллада о любви» по пьесе Л. Филатова (2019 г.), «Таня-Таня» по пьесе Оли Мухиной (2021 г.).
Также выступила режиссером спектакле «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» в РАМТе, «Поехали!» на Театральной площадке «Сцена/Спутник», «Ужасные дети» в рамках режиссерской лаборатории Театре на Таганке и др.
Виктория Печерникова
Окончила режиссерский факультет ГИТИСа (курс Олега Кудряшова) в 2015 г. Первый стипендиат премии А.Эфроса, учрежденной Московским театром «Et Cetera». Входит в авторскую группу фестиваля-семинара детской театральной педагогики «Пролог-Весна».
Поставила более 30 спектаклей в российских театрах, многие из которых стали участниками всероссийских и международных театральных фестивалей. Среди них: «104 страницы про любовь» (Театр на Таганке), «Василисса» (Молодежный театр Алтая им. В.С.Золотухина, г. Барнаул), «Камень» (Воронежский камерный театр), «Гупешка» (Калужский областной драматический театр), «Красная Шапка» (Театр на Таганке), «Фантазии Фарятьева» (Бийский драматический театр), «Кармен. История Хосе» (Театр «Свободное пространство», г. Орел) и др.
Постоянный участник многочисленных творческих лабораторий.
Дмитрий Крестьянкин
Режиссер, драматург. Родился 1 ноября 1988 года. Окончил СПбГАТИ (ныне РГИСИ), Мастерская Юрия Красовского. Создатель и режиссер «Плохого театра» (Санкт-Петербург), все спектакли которого доступны для зрителей бесплатно. С 2018 г. – педагог по актерскому мастерству РГИСИ (Мастерская Сергея Бызгу). Режиссер и педагог социального проекта «Не Зря» фонда ПРО АРТЕ. Художественный руководитель и режиссёр проекта «Театральный дом» фонда «Подари Мне Крылья». Режиссер и педагог проекта «Особый театр». Участник проекта «Разговоры» (Фонд «Альма Матер»). Спектакли Дмитрия Крестьянкина идут в театрах Санкт-Петербурга, Москвы, Тулы, Самары, Архангельска и других городов. В конкурсной программе участвует со спектаклем «Поиск продолжается».
Павел Пархоменко
Павел Пархоменко в 2010 закончил эстрадное отделение Казанского театрального училища (курс Р.М. Фаткулина). В 2014 году он окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская О. Кудряшова). Его дипломные работы: «В.О.Л.К.» и «Евгений Онегин» (реж. С. Земляков), «Лакейская» (реж. Г. Добрыгин), «Иуда» (реж. К. Вытоптов). С 2014 года – актер театра им. В. Маяковского, где участвует в спектаклях: «Таланты и поклонники», «Русский роман», «Плоды просвещения» (реж. М. Карбаускис), «Человек, который принял жену за шляпу», «Диалог на Сретенке», «Кавказский меловой круг» (реж. Н. Кобелев). В качестве режиссера Павел Пархоменко поставил следующие спектакли: «Розенкранц и Гильденстерн мерты» Т. Стоппарда в Боярских палатах, «Мольрмольер» в Учебном театре Школы-студии МХАТ, «Игроки» на «Сцене Под Крышей» в Театре Моссовета. Павел Пархоменко также является автором короткометражного фильма «Частоты».
В конкурсной программе участвует со спектаклем «Игроки».
Семен Яковлевич Спивак
Семен Яковлевич Спивак в 1972 году окончил Ленинградский инженерно-экономический институт, после чего поступил на факультет драматического искусства в ЛГИТМиК (курс М.Л. Рехельса и И.Р. Штокбанта), который и закончил в 1979 году. С 1980 по 1984 год работал режиссером в Театре им. Ленинского комсомола (театр-фестиваль «Балтийский дом»), с 1984 по 1986 – в Театре им. Ленсовета. С 2001 по 2003 год был главным режиссером Московского государственного театра им. К.С. Станиславского (ныне - Электротеатр Станиславский), где поставил спектакли «Мужской род, единственное число», «Мещанин-дворянин», а также руководил постановкой спектакля «Завещание по-итальянски».
С 1992 года является художественным руководителем Молодежного театра на Фонтанке, где режиссер поставил следующие спектакли: «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Л. Разумовской, «Удар (Кабанчик)» по пьесе В. Розова, «Танго» по пьесе С. Мрожека, «Мещанин во дворянстве» по пьесе Ж.-Б. Мольера, «Гроза» по пьесе А. Островского, «Своя семья, или Замужняя невеста» по пьесе А. Шаховского, «Трёхгрошовая опера» по пьесе Б. Брехта, «Крики из Одессы» по пьесе «Закат» И. Бабеля, «Дни Турбиных» по пьесе М. Булгакова, «Священные чудовища» по пьесе Ж. Кокто, «Три сестры» по пьесе А. Чехова, «Дон Кихот» по пьесе М. Булгакова, «Семья Сориано, или Итальянская комедия» по пьесе Э. де Филиппо «Филумена Мартурано», «Идиот.2012» по роману Ф. Достоевского, «Верная жена» по пьесе С.Моэма, «Обыкновенные чудики» по рассказам Василия Шукшина и др.
Неизменный девиз Молодежного театра на Фонтанке – «легко говорить о сложном». Спектакли театра являются номинантами премий крупнейших российских театральных фестивалей, среди которых Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» и многие другие, а спектакль «В день свадьбы» вошел в лонг-лист «Золотой маски». Спектакль «Обыкновенные чудики» стал лауреатом Молодежной премии Правительства Санкт-Петербурга.
Театр много гастролирует: Украина, Беларусь, Франция, Германия, Армения, Аргентина, Македония, Китай – это отнюдь не полный перечень стран, куда театр возил показывать свои спектакли.
С. Спивак занимается педагогической деятельностью более 25 лет, преподает в СПбГАТИ, где режиссер взрастил несколько поколений артистов, а многие из поставленных им в мастерской спектаклей вошли в репертуар Молодежного театра на Фонтанке. «За выдающийся вклад в театральную педагогику» С. Спивак был награжден премией XI Международного молодежного театрального фестиваля «Апарт»
С. Спивак – народный артист РФ, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры «За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры». Режиссер был награжден Орденом Дружбы, знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом», а также другими крупными премиями в области культуры и искусства.
Юрий Печенежский
Окончил СПБГАТИ (курс С.Д. Черкасского) и ГИТИС (магистратура, курс Л.Е. Хейфеца).
Поставил более 30 спектаклей. Среди последних режиссерских работ: «Кровоизлияние в МОСХ» в Театре «Практика», «Гроза» в Русском театре г. Стерлитамак, «Двенадцатая ночь» в Рязанском театре драмы, «Жанна» и «Ганди молчал по субботам» в Новокузнецком драматическом театре, «Оnегин» в Омском ТЮЗе, «Женитьба» в Драматическом театре Вольска, «Примадонны» в Сарапульском театре, «Вишневый сад» в Лысьвенском театре драмы, «ТуRандот» в Канском драматическом театре и др.
В Великолукском драматическом театре поставил спектакли «Смотритель», «Базаров», «Старший сын», «Три сестры», «Ромео и Джульетта» (идея спектакля – Илья Ротенберг), «Преступление. Сонечка».
Победитель и призер театральных фестивалей, среди которых «Смоленский ковчег», «Свидания на театральной», «Волшебная кулиса» и др. Спектакли «Ганди молчал по субботам» Новокузнецкого театра и «Базаров» Великолукского театра вошли в лонг-лист фестиваля-премии «Золотая маска».
Адольф Яковлевич Шапиро
Адольф Яковлевич Шапиро в 1962 году закончил режиссерское отделение Харьковского театрального института. Еще во время учебы организовал театр-студию, где были поставлены спектакли «Глеб Космачов» М. Шатрова и «Увидеть вовремя» Л. Зорина. Свое обучение режиссер завершил в творческой лаборатории М.И. Кнебель.
А. Шапиро около 30 лет работал в Латвии, где продолжительное время возглавлял Рижский молодежный театр, приобретший большую известность не только в своей стране, но и за рубежом. Специально для него писали свои пьесы известные русские драматурги, театр – регулярный участник и дипломант театральных фестивалей. Здесь А. Шапиро поставил спектакли «Иванов» и «Леший» (А.П. Чехов), «Город на заре» (А. Арбузов), «Лес» (А. Островский), «Золотой конь» (Я. Райнис), «Пер Гюнт» (Г. Ибсен), «Принц Гомбургский» (Г. Клейст), «Страх и отчаяние Третьей империи» (Б. Брехт), «А завтра была война» (Б. Васильев), «Демократия» (И. Бродский) и др.
В МХТ им. А.П. Чехова режиссер поставил «Кабалу святош» М. Булгакова, «Вишневый сад» А. Чехова, «Обрыв» И. Гончарова, «Мефисто» по К. Манну. В Театре им. Е. Вахтангова - «Кабанчик» В. Розова, «Милый лжец» П. Килти; в Театре им. В. Маяковского - «В баре Токийского отеля» Т. Уильямса; в РАМТе - «Принцесса Греза» Э. Ростана, "Rock`n`roll" Т. Стоппарда; в Театре п/р О. Табакова - «Последние», «На дне» М. Горького; в «Et Cetera» - «451 градус по Фаренгейту» по роману Р. Брэдбери; в Малом театре - «Дети Солнца» М. Горького; в БДТ им. Г.А. Товстоногова - «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Лес» А. Н. Островского; в ТЮЗе им. Брянцева - «Король Лир» У. Шекспира; в самарском ТЮЗе – «Бумбараш» (номинирован на «Золотую маску»).
С 2008 А. Шапиро начал заниматься режиссурой в оперном театре - в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко он поставил оперу Г. Донецетти «Лючия ди Ламмермур» (премия «Золотая маска» за лучший оперный спектакль), а затем оперетту Ф. Легара «Веселая вдова».
Режиссер много работает за рубежом. Регулярно ставит спектакли в театрах Эстонии: в Норсоотеатере - «Вишневый сад» А. Чехова; в Национальном театре им. Кингисеппа - «Три сестры» А. Чехова, «Живой труп» Л. Толстого; в Пярнуском городском театре - «Кто боится Виржинии Вульф» Э. Олби; в Линнатеатре - «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (лауреат фестиваля «Балтийский Дом», премия за лучшую режиссуру), «Отцы и дети» И. Тургенева (премия Фонда Культуры Эстонии за лучший спектакль), «Это так, если вам так кажется» Л. Пиранделло. За вклад в развитие культуры государства Эстонии был награжден орденом "Pro Terra Mariana". Также А. Шапиро ставил спектакли в Венесуэле («Ревизор» Н. Гоголя), в Никарагуа («Вишневый сад» А. Чехова), в США («Три сестры» А. Чехова), в Польше — «Датская история» (по мотивам сказок Г. Х. Андерсена), в Израиле («Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Последняя любовь» И. Б. Зингера); во Франции («Работа актера над собой» К. Станиславского, «Это так, если вам так кажется» Л. Пиранделло), в Бразилии («Пространство Чехова»), в Греции («Роза» М. Шермана) и пр. В Международной мастерской М. Чехова в Мелехове совместно с режиссерами У. Гэскиллом, Э. Нюганеном и Г. Падегимасом работал над спектаклем «Чайка» (А.П. Чехов).
А. Шапиро занимается также педагогической деятельностью: в Рижской консерватории он выпустил три актерских и один режиссерский курс, читал лекции и вел мастер-классы в США (Гарвардский Университет, Карнеги-Меллон Университет, Индианапольский Университет, Чикагский Университет).
Также режиссер – создатель фильма «Изобретение вальса» (по В. Набокову), получивший Гран-при и Золотую медаль на европейском фестивале «Театр на экране» в Риме. А. Шапиро – автор книг «Антр-Акт» и «Как закрывался занавес». Обладатель множества премий в области культуры и искусства, среди которых Государственная Премия РФ, Латвии, международная премия им. К.С. Станиславского, премия СТД России «Гвоздь Сезона», «Золотая маска» и пр.
Валерий Фокин
В 1970-ом году после окончания театрального училища им. Б.В.Щукина пришел режиссером в Московской театр «Современник». В 1985 году возглавил Московский театр им. М.Н. Ермоловой.
С 2003 года – художественный руководитель Национального драматического театра России (Александринского театра). В составе Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству – с 2006 года. Один из основателей Центра имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ) и первый художественный руководитель ЦИМа с 1992 года. Был Президентом Театрально-культурного Центра имени Вс. Мейерхольда. Председатель Гильдии театральных режиссёров России в 2012–2020 гг. Член Международного Комитета Театральных олимпиад. Председатель Совета Ассоциации национальных театров с 2022 года.
Поставил более 90 спектаклей, снял несколько фильмов. Постановки идут на российских сценах, а также в США, Польше, Венгрии, Германии, Швейцарии, Японии, Франции. Более 20-ти – созданы для Александринского театра.
Народный артист России, лауреат четырёх Государственных премий России, заслуженный деятель искусств Польши. Обладатель многих престижных отечественных и мировых профессиональных званий и наград.
Саша Золотовицкий
Окончил Школу-студию МХАТ (курс Дмитрия Брусникина) в 2019 г. Студент ГИТИСа (режиссерский факультет, мастерская Олега Кудряшова, набор 2018-2023). Музыкант, участник группы «Fire Granny». В качестве артиста занят в спектаклях театров «Практика» и «а39».
Среди постановок и эскизов – «Янко Круль Алабанский» (мастерская Дмитрия Брусникина, 2018), «Мертвые души» (ГИТИС, 2022), «Эмигранты» (Старооскольский театр им. Б. Равенских, 2022), «Мера за меру» (Театр им. Вл. Маяковского, эскиз спектакля в рамках Лаборатории игрового театра, 2023) и др.
Евгений Каменькович
Художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко». Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Российского института театрального искусства – ГИТИС.
В 1976 г. окончил актёрский факультет ГИТИСа (мастерская В.А.Андреева), а в 1982 – режиссёрский (мастерская А.А.Гончарова).
С 1983 по 1992 – педагог актерско-режиссерской мастерской А.Васильева, с 1983 по 2001 – педагог мастерской П.Н.Фоменко в ГИТИСе. С 2000 по 2004 г. руководил актерским курсом в Школе-студии МХАТ имени А.П.Чехова, с 2001 г. – педагог мастерской С.В.Женовача в ГИТИСе. С 2007 по 2023 совместно с Д.А.Крымовым руководил экспериментальной режиссёрско-актёрско-сценографической мастерской. В настоящее время является руководителем собственной актёрско-режиссёрской мастерской в ГИТИСе.
Работал в различных театрах Москвы (театре им. Вл. Маяковского, театре Сатиры, театре «Эрмитаж», театре-студии п/р О. Табакова), в Лос-Анджелесе, Лондоне, Манчестере.
Постановки в Мастерской Фоменко: «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (1990), «Варвары» М. Горького (1999), «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (2005), «Самое важное» по М. Шишкину (2006), «Улисс» по Дж. Джойсу (2009), «Дар» по В. Набокову (2012), «Гиганты горы» Л. Пиранделло (2014), «Современная идиллия» по М. Салтыкову-Щедрину (2015), «Капитан Фракасс» по Т. Готье (2017), «Король Лир» (2019) У. Шекспира, «Седьмой подвиг Геракла» (2020) М. Рощина, «Доктор Живаго» (2021) по Б.Пастернаку, «Чающие движения воды» (2022) по «Соборянам» Н.Лескова, «Двадцать третий» (2023) по «Чёрному обелиску» Э.М.Ремарка и др.
В 2012 году после смерти основателя Мастерской – Петра Наумовича Фоменко – стал художественным руководителем театра «Мастерская Петра Фоменко».
Юрий Николаевич Бутусов
Юрий Николаевич Бутусов родился в Гатчине, окончил судостроительный институт и какое-то время работал по специальности. Затем он поступил на режиссерский факультет СПГАТИ (курс И.Б. Малочевской), который и закончил в 1996 году. Уже его студенческие работы «Женитьба» и «Записки из подполья» привлекали внимание театральной общественности, а дипломный спектакль «В ожидании Годо», поставленный в Театре на Крюковом канале, был назван «событием года», а также получил сразу две премии «Золотая маска». В 1996 году Ю. Бутусов начинает работать в Театре им. Ленсовета, где в 2011 году был назначен главным режиссером, а с 2017 по 2018 год был его художественным руководителем. Первым спектаклем, поставленным им в театре им. Ленсовета, был «Войцек», сейчас в театре идут его спектакли «LIEBE.Schiller», «Все мы прекрасные люди», «Гамлет», «Город. Женитьба. Гоголь», «Дядя Ваня», «Макбет. Кино», «Сон об осени», «Три сестры».
В 2002 году Ю. Бутусов был приглашен К. Райкиным в «Сатирикон», где режиссер поставил спектакли «Ричард III», «Король Лир», «Чайка», «Отелло». В Театре им. Е. Вахтангова он поставил спектакли «Бег», «Пер Гюнт» и «Король Лир», в 2018 году был приглашен Р. Туминасом на должность главного режиссера.
В Александринском театре Ю. Бутусов поставил спектакль «Что тот солдат, что этот», также его спектакли по пьесам Б. Брехта идут в Театре им. Пушкина - «Барабаны в ночи» и «Добрый человек из Сезуана». В МХТ им. А.П. Чехова идет его спектакль «Человек из рыбы», в Театре п/р О. Табакова – «Воскресение. Супер», в РАМТе – «Сын». Ставил он также и за рубежом – в Польше, Южной Корее, Норвегии, Дании, Болгарии и др.
Ю. Бутусов преподавал в СПГАТИ, а в 2020 году он набрал свой первый режиссерский курс в ГИТИСе. Кроме того он неоднократный лауреат театральных премий, среди которых «Золотая маска», «Золотой софит», «Хрустальная Турандот», «Звезда Театрала», премия имени А. Вознесенского «Порабола», международная премия К.С. Станиславского и др.
Борис Манджиев
Художественный руководитель Национального драматического театра им. Б. Басангова, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Республики Калмыкия и Республики Тыва, Почётный работник культуры Азербайджана, лауреат Государственной премии Чувашской Республики, лауреат Премии им. Героя Советского Союза Эрдни Деликова, лауреат Премии «Муза» Национального конкурса «Улан Зала», лауреат Всероссийской Премии «Грани театра масс», член Совета Гильдии режиссеров России.
Активную творческую деятельность начал сразу же после окончания ГИТИСа (актёрского и режиссёрского факультетов). С именем Б.Н. Манджиева связаны лучшие страницы жизни и деятельности Республиканского Театра юного зрителя «Джангар» и Национального драматического театра им. Б. Басангова, созданного в 2011 году. В качестве режиссера поставил большое количество спектаклей по пьесам национальных авторов, а также по произведениям мировой драматургии.
Ставит во многих театрах российских регионов, таких как Башкортостан, Горный Алтай, Тыва, Дагестан, Марий Эл, Хакасия, Чувашия, Мордовия, Саха-Якутия, гг. Вышний Волочек, Великий Новгород. Профессионализм и государственный подход режиссёра ярко проявился в реализации Международного проекта по укреплению и развитию культурного сотрудничества между театрами Калмыкии (Россия) и Азербайджана, Калмыкии (Россия) и Республики Беларусь, Калмыкии (Россия) и Монголии.
Георгий Исаакян
Президент Ассоциации Музыкальных Театров, художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац, профессор ГИТИСа (руководитель мастерской на факультете музыкального театра), режиссёр, переводчик, автор статей.
В 1991 г. окончил ГИТИС, факультет музыкального театра, курс народного артиста СССР В. Курочкина. В 1989-1991 гг. – режиссер и педагог в Оперной студии Ереванской консерватории. С 1991 г. – режиссер-постановщик, с 1996 г. – главный режиссер, с 2001 г. – художественный руководитель Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. В 2003-2011 гг. – инициатор и художественный руководитель международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж».
С 2010 г. – художественный руководитель Московского государственного академического Детского музыкального театра им. Н.И. Сац.
Президент Ассоциации музыкальных театров. В 2015 г. вошел в Совет Opera Europa. В 2016 г. инициировал создание ежегодного Всероссийского Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» и премии «Легенда».
Как режиссер поставил более сотни спектаклей, в том числе более двух десятков российских и мировых премьер опер.
Евгений Марчелли
Окончил Ярославское театральное училище. Работал актером в Брянском театре юного зрителя. В 1986 году окончил режиссерский факультет Театрального училища имени Б. Щукина в Москве. Дипломный спектакль поставил в городе Советске (Калининградская область), где остался работать режиссёром, а в 1991 году стал художественным руководителем театра.
Работал главным режиссёром Омского театра драмы, Калининградского областного драмтеатра, художественным руководителем Ярославского театра драмы имени Федора Волкова. В настоящее время – художественный руководитель Государственного академического театра имени Моссовета.
Поставил более 100 спектаклей. Среди постановок – «Маскарад» М. Лермонтова, «Безотцовщина» А. Чехова, «Бой бабочек» Г. Зудермана, «Король Лир», «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. В театре им. Евг. Вахтангова поставил «Лев зимой» Д. Голдмэна, «Отелло» У. Шекспира. В театре им.Моссовета – «Фрекен Жюли» А.Стриндберга, «Жестокие игры» А.Арбузова, «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» У. Шекспира, «БЕСприданница» А.Островского.
Дважды Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»: «Специальная премия жюри драматического театра», 2006 год; «Лучший спектакль в драме, большая форма», 2013 год. Заслуженный деятель искусств РФ.
Евгений Писарев
Окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ в 1993 г. (курс Ю.И. Еремина) и был принят в труппу Театра им. А.С. Пушкина, где сыграл множество ролей. На протяжении долгих лет сотрудничал с английским режиссером Декланом Доннеланом в качестве режиссера-ассистента. С 1996 г. также работает как режиссер. Спектакли идут на сценах Театра им. А.С. Пушкина, МХТ им. А.П. Чехова, МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, МДМ, Большого театра, Театра наций.
С 2007 по 2010 год – помощник художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова. В июне 2010 года назначен художественным руководителем Театра им. А.С. Пушкина, который возглавляет по сей день. С 1999 года – преподаватель актерского мастерства в Школе-студии МХАТ, с 2013 года – руководитель курса. Заслуженный артист РФ.
В Театре имени Пушкина поставил спектакли: «Остров сокровищ» (1996), «Любовь и всякое такое» (1998), «Ревизор» (2001), «Кот в сапогах» (2004), «Одолжите тенора» (2005), «Пули над Бродвеем» (2007), «Босиком по парку» (2010), «Много шума из ничего» (2011), «Таланты и покойники» (2012),«Великая магия» (2012, Премия СТД «Гвоздь сезона»), «Женитьба Фигаро» (2014), «Камерный театр. 100 лет» (2014, Премия Олега Табакова, Театральная премия «МК»), «Дом, который построил Свифт» (2016, Премия «Хрустальная Турандот», Премия «МК»), «Апельсины & лимоны» (2017), «Влюбленный Шекспир» (2018, Премии «Хрустальная Турандот», «Гвоздь сезона» и «Звезда Театрала»), «Ложные признания» (2020), «Мадам Рубинштейн» (2022), «Багровый остров» (2022), «Зойкина квартира» (2023).
Заслуженный артист России. Лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства. Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Оперетта/мюзикл, лучшая работа режиссера» (Мюзикл «Кабаре», 2023).
Алексей Бородин
Народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат Премии Правительства России, лауреат Премии города Москвы, награжден орденом Дружбы и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Родился в 1941 году в г. Циндао, Китай. В 1968 году окончил ГИТИС, курс Ю. Завадского. В 1973-1980 возглавлял Кировский ТЮЗ. C 1980 года – художественный руководитель Российского академического Молодежного театра.
Поставил более 40 спектаклей, среди которых: «Отверженные» В. Гюго, «Малыш» по А. и Б. Стругацким, «Алеша» В. Ежова и Г. Чухрая, «Ловушка № 46, рост второй» Ю. Щекочихина, «Король Лир» У. Шекспира, «Наш городок» Т. Уайлдера, «Береника» Ж. Расина, «Большие надежды» по Ч. Диккенсу, «Одна ночь» Е. Шварца, «Дневник Анны Франк» Ф. Гудрича и А. Хаккета, «Лоренцаччо» А. де Мюссе, «Чехов-GALA» и «Вишневый сад» А.Чехова, трилогия Т. Стоппарда «Берег утопии», «Портрет» Н. Гоголя, «Алые паруса» по А. Грину, «Участь Электры» Ю. О'Нила, «Нюрнберг» Э. Манна, «Горе от ума» А.Грибоедова, «Душа моя Павел» по А.Варламову, «Леопольдштадт» по Т.Стоппарду.
В 2021 году Алексей Владимирович Бородин указом Президента РФ был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени за вклад в развитие отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность.
Никита Кобелев
Никита Кобелев родился в городе Набережные Челны (республика Татарстан) и в 2005 году поступил на факультет журналистики Казанского государственного университета. В 2007 году он поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская О.Л. Кудряшова), который закончил в 2011 году. Режиссер в большинстве случаев выбирает к постановке еще не инсценированные ранее тексты, открывая для театра имена новых авторов, среди которых нейропсихолог Оливер Сакс («Человек, который принял жену за шляпу», Театр им. В. Маяковского). Также Н. Кобелев впервые поставил сагу Ф. Горенштейна «Бердичев» и «Сказки Венского леса» Эдена Фон Хорвата в Театре им. В. Маяковского. Режиссер с 2011 года работает на Радио России, где он поставил ряд радиоспектаклей, попавших в шот-листа крупных европейских премий. Н. Кобелев с 2017 года преподает в ГИТИСе на актерском факультете (мастерская М. Карбаускиса). С 2012 года он является штатным режиссером Театра им. В. Маяковского, где поставил следующие спектакли: «Любовь людей», «Девятьподесять», «Враг народа», «Последние», «Сказки Венского леса», «Москва. Дословно», «Московский хор», «НОВАТОРЫ», а его спектакли «Декалог на Сретенке», «Бердичев», «Кавказский меловой круг» и «Человек, который принял жену за шляпу» вошли в лонг-лист «Золотой Маски». В течение нескольких лет режиссер вместе с Сашей Денисовой руководил Студией-OFF при Театре им. В. Маяковского. Н. Кобелев - неоднократный лауреат Театральной премии газеты «Московский комсомолец» в номинации «Лучший спектакль» (за «Любовь людей», «Бердичев» и «Человека, который принял жену за шляпу»), а также лауреат премии еврейских общин России в номинации «Театр» (2015 г) за спектакль «Бердичев» и лауреат V Республиканского фестиваля национальной драматургии (г. Бобруйск, Белоруссия).
В конкурсной программе участвует со спектаклем «Новаторы».
Фото: Евгений Люлюкин
Иван Комаров
Окончил Театральный институт им. Б. Щукина (режиссерский факультет, мастерская Ю. Н. Погребничко) в 2016 г. В 2018-м – Школу-студию МХАТ и Центр им. Вс. Мейерхольда (мастерская В. А. Рыжакова).
Режиссер спектаклей «Анна Каренина» по мотивам Л.Н. Толстого в Саратовском драматическом театр им. И.А. Слонова, «Кваша: А вдруг?» в Московском театре «Современник», «Мертвые души» по мотивам поэмы Н.В. Гоголя в Самарском театре драмы им. М. Горького, «Тревожные люди» по роману Ф. Бакмана в Мининском театре (Якутия), «Несказки» по сказкам А. Пушкина в Театре «Комедия» (Нижний Новогород), «Рассказ о семи» по повести Л. Андреева в Театре «Современник» (Москва), «Онегин» по роману А. Пушкина в Драматическом театре им. Н. Бестужева (Улан-Удэ), «У нас все хорошо» по пьесе Д. Масловской в Театре «Практика» (Москва), «Говорит Москва» по пьесе Ю. Поспеловой в Театральном центре «Угол» (Казань), «Абьюз» по пьесе Н. Зайцевой в Центре им. Вс. Мейерхольда (Москва) и др.
С 2017 по 2021 гг. – педагог Школы-студии МХАТ. С 2021 по 2022 гг. – главный режиссер Нижегородского театра «Комедия». Постоянный участник режиссерских лабораторий.
Михаил Плутахин
Михаил Плутахин окончил Школу-студию МХАТ в 2015 году (мастерская Д. Брусникина). Является актером Мастерской Д. Брусникина, где играет в следующих спектаклях: «Это тоже я» (реж. Ю. Квятковский, Д. Брусникин, А. Стадников), «В.Е.Р.А.» (реж. С. Карабань), «Сван» (реж. Ю. Квятковский), «Человек из Подольска. Сережа очень тупой» (реж. М. Брусникина), «Тишина» (реж. Б. Константинов), «Дон Кихот. Послевкусие» (моноспектакль, реж. Е. Ибрагимов) и др.
М. Плутахин вместе с продюсером П. Волковым основал Театр Предмета, целью которого было создание содружества художников, актеров и композиторов, работающих в жанре предметного театра. Главным художников Театра Предмета является О. Галицкая, а регулярно сотрудничающим с ним композитором стал И. Шаров. Среди наиболее заметных спектаклей, поставленных М. Плутахиным здесь, особенно выделяются «Священный талисман», «Мия и дракон», «Несказки», а также «Наблюдатели» - этот спектакль был номинирован на «Золотую маску 2021», а также участвовал в фестивалях «BRUSFEST 2019», «БТК-ФЕСТ 2020» (СПб), «Золотая Маска. THEATRUM 2020», «Ярмарка 2020». Спектакли Театра Предмета идет в Центре им. Вс. Мейерхольда, в Музее истории ГУЛАГа и на др. столичных площадках.
В конкурсной программе участвует со спектаклем «Наблюдатели».
Александра Мамкаева
Родилась 20 января 1985 года в Ленинграде. В 2007 году окончила исторический факультет СПБГУ, в 2013-м – факультет режиссуры драмы Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (мастерская А. А. Праудина). Режиссер и актриса театров «Балтийский дом» и «ЦЕХЪ». Ставила в Тамбовском драматическом театре, Театре «СамАрт», Псковском драматическом театре, Томском театре драмы. В театре «ЦЕХЪ» поставила спектакли «Неизлечимые», «Тет-а-Тет или, милая, где мой журнал», «Муха-Цокотуха», «Шароверть», «Синдром Питера Пэна», «Так возможно, так близко...» (совместно с Виктором Бугаковым) и др. На сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» поставила спектакли «От хобота до хвоста: правило слона», «Ох уж эти страхи», «Красная шапочка», «Путешествие Незнайки и его друзей», «Душечка». Работала над благотворительным проектом «Чудомобильдетям». Участник многочисленных режиссерских лабораторий и театральных фестивалей. Лауреат Первого Петербургского фестиваля короткометражных спектаклей «Короче» (спектакль «Человек ниоткуда», номинация «Лучшая сценография»; спектакль «Время уходить», номинация «Лучший спектакль»), XXIII Фестиваля «Театр Санкт-Пебербурга – детям» (спектакль «От Хобота до Хвоста: правило слона», номинация «Лучший дебют») и др. В конкурсной программе принимает участие со спектаклем «Так возможно, так близко...».
Максим Жданович
В 2007 году окончил Донецкое училище культуры. С 2007 по 2011 год – студент режиссерского факультета Харьковской государственной академии культуры. Впервые на профессиональной сцене сыграл на сцене Харьковского театра для детей и юношества. Несколько сезонов работал в Донецком академическом музыкально-драматическом театре им. М. М. Бровуна. С февраля 2016 года – актёр Донецкого республиканского академического театра юного зрителя; с февраля 2021-го – артист Донецкого республиканского академического молодежного театра. Среди режиссерских работ – «Донжуан@love.net» по пьесе А. Крыма «Завещание целомудренного бабника», «Левша» по повести Н. Лескова, «Дождь из денег» по пьесе С. Тьери «Деньги как из ведра», «Вечно живые» по пьесе В. Розова, «Айболит» по сказке К. Чуковского, «Ревизор» по комедии Н. Гоголя. В конкурсной программе участвует со спектаклем «Левша».
Виктор Бугаков
Родился в 1989 году. В 2013-м окончил СПбГАТИ (актёрско-режиссёрская мастерская А.А. Праудина). Вместе с однокурсниками сразу после выпуска участвовал в создании театра «ЦЕХЪ», основанного на принципах студийности, а также в строительстве площадки для театра, в котором и по сей день трудится как актёр и режиссёр. Как режиссер поставил в «ЦЕХе»: «Нос» Н.В. Гоголя (сам же автор инсценировки, 2017), «Игроки» Н.В. Гоголя (2020), «Так возможно, так близко…» (по рассказам Чехова, совместно с режиссером Александрой Мамкаевой, 2021 г.) В качестве актера играет в спектаклях театров «ЦЕХЪ», «Такой Театр», БДТ им. Г. А. Товстоногова (принят в труппу в 2018 г.). Снимается в кино. Пишет инсценировки. Преподает актерское мастерство студентам-актерам Факультета Искусств СПбГУ (С.Е. Фридлянда и О.В. Белинской).
В конкурсной программе принимает участие со спектаклем «Так возможно, так близко...».
Сергей Васин
Родился 4 ноября 1980 года. В 2005 году окончил Марийский республиканский колледж культуры и искусств им. И. С. Палантая (театральное отделение; специальность: актер драматического театра). В 2015 году окончил режиссерский факультет Театрального института им. Б. Щукина (мастерская Сергея Ивановича Яшина). В разные годы руководил театральной студией в Доме творчества юных, преподавал сценическую речь и мастерство актера в Республиканском колледже культуры и искусства им. И. С. Палантая; был артистом хора в Марийском государственном театре оперы и балета им. Э. Сапаева в Йошкар-Оле. С 2006 по 2022 гг. – актер и режиссер Академического русского театра драмы им. Г. Константинова, г. Йошкар-Ола. С 2022 года – главный режиссер Академического русского драматического театра им. П. Луспекаева, г. Луганск. Среди последних режиссерских работ – «Акакий» по Н. Гоголю, «Левша» по Н. Лескову, «Маленькая дама» по О. Пройслеру, «Ревизор» по Н. Гоголю, «Пиковая дама» по А. Пушкину в Академическом русском драматическом театре им. П. Луспекаева; а также спектакли «Овраг», «Портрет», «Оскар и Розовая дама», «Макбет» в театрах г. Йошкар-Ола. Ставил в Мотыгинском драматическом театре, Брянском драматическом театре им. А. К. Толстого, Горномарийском драматическом театре (г. Козьмодемьянск) и др. Многократный лауреат и дипломант театральных фестивалей. В конкурсной программе участвует со спектаклем «Акакий».
Анатолий Шульев
Анатолий Шульев в 2011 году закончил актерский факультет ГИТИСа (мастерская М.В. Скандарова), тогда же поступил в ТИ им. Б. Щукина на очное отделение режиссерского факультета (актерско-режиссерская мастерская Н.И. Дворжецкой и Р.В. Туминаса). Его дипломный спектакль «Король умирает» по пьесе Э. Ионеско вошел в репертуар Новой сцены Вахтанговского театра. Также в театре Вахтангова режиссер поставил новеллу «Принуждение» в спектакле «Стефан Цвейг. Новеллы». «Бешеные деньги» А. Островского, «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера, «Я была в доме и ждала» Ж.-Л. Лагарса, «Старший сын» А. Вампилова, «Как важно быть серьезным» О. Уайльда – постановки А. Шульева в Театре имени Маяковского. В Театре Пушкина режиссер поставил «Гедду Габлер» Г. Ибсена. Также А. Шульев преподает в ГИТИСе, в мастерской М. Карбаускиса, где он поставил спектакль «Кто убил Федора Павловича» (по мотивам романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского).
В конкурсной программе участвует со спектаклем «Дурочка».
Фото: Анна Ежова
Петр Куртов
Родился 26 октября 1985 года в г. Алма-Ата. В 2021 году окончил с отличием Театральный институт им. Щукина (х/р Ю.Н. Погребничко). С 2012 года ставит спектакли в Москве и Санкт-Петербурге, Мытищах, Дмитрове, Архангельске по произведениям Б. Брехта, Ф.М. Достоевского, Ф. Дюрренмата, В. Губарева, Дж. Россини, М.Ю. Лермонтова, О. Берггольц, Дж. Байрона и др. С 2019 года постоянный участник режиссерских лабораторий. Принимал участие в лабораториях в Москве, Кудымкаре, Мытищах, Всеволожске, Екатеринбурге. С 2018 по 2020 работал главным режиссёром «Театра НЗ», СПб. С 2022 штатный режиссёр Архангельского театра им. М.В. Ломоносова. В конкурсной программе участвует со спектаклем «А зори здесь тихие...».
Степан Пектеев
Учился в Петербурге (РГИСИ): вначале на театроведческом факультете, затем на режиссерском курсе Анатолия Праудина; после – в магистратуре у Андрея Могучего и Валерия Фокина. Работал в театрах Петербурга, Таллина, Москвы, Хабаровска, Пермского края, Кирова.
Среди недавних постановок – «Войцек» в Ивановском областном драматическом театре, «FOLKS» (спектакль на семи языках) в Марийском национальном театре им. Шкетана, «Горе от ума» в Русском театре Эстонии, «Йыван Кырла. Путевка в жизнь», «Гамлет. Машина. Цемент» в Марийском национальном театре им. Шкетана, «Зимняя сказка» в Русском академическом театре им. Г. Константинова (Республика Марий Эл).
Автор внетеатральных проектов «Хармс. Погружение спектакль из запахов и ощущений», «Ковш» – медиа-экскурсия об истории лютеранской церкви Петербурга, «Русском лес» – спектакль-восхождение на гору на острове Свияжск и др.
Лауреат многочисленных премий, среди которых Премия Пермского края в сфере культуры и искусства, Премия Правительства Санкт-Петербурга «Молодежная премия Санкт-Петербурга в области художественного творчества», Государственная премия Республики Марий Эл им. Олыка Ипая.
Федор Пшеничный
Родился 1 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге. Окончил РГИСИ (курс Ю.М. Красовского) в 2017 году. Тогда же был принят в труппу Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета по приглашению главного режиссера театра Юрия Бутусова. Играл в спектаклях «Без вины виноватые» А.Н. Островского (Незнамов), «Ревизор» Н.В. Гоголя (Гибнер), «Август: графство Осейдж» Т. Леттса (Малыш Чарли), «Русская матрица» А. Прикотенко (Иван), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (Телегин), «Гамлет» У. Шекспира (Офелия), «Мёртвые души» Н.В. Гоголя (Чичиков), «Три сестры» А.П.Чехова (Федотик и Ферапонт). Пишет музыку. Автор музыки для спектаклей Театра им. Ленсовета «Утиная охота» А. Вампилова, «Тартюф» Ж.Б. Мольера, «Про Федота-стрельца» Л. Филатова. В 2022 году дебютировал на «ленсоветовской» сцене в качестве режиссёра. Поставил спектакли «Академия смеха» по пьесе К. Митани и «Про Федота-стрельца» по сказке Л. Филатова. В конкурсной программе участвует со спектаклем «Академия смеха».