Внимание: уважаемые зрители, спектакль «Мейерхольд. Чужой театр» будет сыгран на родной сцене, в Санкт-Петербурге. Учитывайте это при покупке билета. (Все остальные спектакли конкурсной программы будут показаны в Москве.)
Спектакль приурочен к 150-летию со дня рождения великого режиссера, реформатора театра – Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Он поставлен по стенограмме общего собрания коллектива ГосТИМа, состоявшегося 22, 23 и 25 декабря 1937 года по следам статьи П.М. Керженцева «Чужой театр», опубликованной в газете «Правда». Также основой послужили стенограммы репетиций, письма, статьи, манифесты, экспликации Мейерхольда и воспоминания его современников.
Сегодня мы знаем, что именно эта статья дала знак к началу уничтожения Театра имени Мейерхольда, а затем и самого Мастера. Но в спектакле показана начальная точка этого пути – коллективное обсуждение (фактически, осуждение) режиссера своей труппой и работниками театра. Личные недовольства, ущемленные самолюбия, разногласия творческого характера – все эти мотивы являются основой претензий, которые высказываются прямо, без обиняков, в лицо Мейерхольду.
Реальные диалоги почти вековой давности, казалось бы, должны погрузить нас в театр документальный, свидетельский. Но в плотную ткань бытового острохарактерного театра Валерием Фокиным мастерски вплетены сцены воспоминаний, фантазий самого Мейерхольда. Благодаря этому история поднимается до обобщений и символов. Затрагиваются извечные вопросы: взаимоотношения художника и общества, возможности компромисса между творческой необходимостью и человеческой справедливостью, меры ответственности художника перед самим собой и перед теми, кто пошел за ним…
Театральный критик Жанна Зарецкая:
«Тут важно сказать, что спектакль Фокина — это не документальный театр, предполагающий так называемую «ноль-позицию» артиста. Около 20 актеров здесь создают полноценные роли, объемные и подробные. Это тот случай, когда спустя чуть меньше века событие, казавшееся ничтожным, формальным, обретает значение ключевого. Безусловно, победить уже раздухарившуюся кровожадную систему пара сотен людей (согласно протоколу, на собрании присутствовало 188 человек) не смогли бы, но есть то, что у них могло бы получиться без особых усилий: не присоединяться к травле. Спектакль Валерия Фокина, создавая портрет большого мастера во время катастрофы, отводя ему роль трагического героя, исследует и хор, разъяв его на отдельные голоса, вглядываясь в каждого».
Полный текст рецензии можно найти в статье «Каждый умирает в одиночку: Фокин поставил стенограмму последнего собрания коллектива ГосТИМа», опубликованной на портале Фонтанка.ру (13.02.2024).
Театральный и кинокритик, журналист, редактор отдела культуры журнала «Монокль» Вячеслав Суриков:
«В действие, сотворенное в жанре документального театра, Валерий Фокин вплетает фрагменты гостимовских театральных репетиций. Словно Всеволод Мейерхольд включает свое воображение, разрывает реальность собрания, на котором вынужден выступать в роли объекта общественного порицания, и переносится в пространство, где становится самим собой. Там актеры, только что со смешанными чувствами низвергавшие режиссера с сотворенного ими же пьедестала, снова оказываются полностью в его власти. Они сливаются в единый организм, которым управляет он, Всеволод Мейерхольд. В этот момент Валерий Фокин делает зрителей свидетелями рождения театрального образа. И главным условием его появления становится превращение актера в объект, хотя и наделенный чувствами и эмоциями, но лишенный собственной воли. Его задачей становится уловить, угадать малейшие движения мысли режиссера, признать его и как абсолютного лидера, чьи решения не подвергаются сомнениям, и как проводника высших сил, через посредство которых спектакль выводится на сверхчеловеческую художественную высоту».
Полный текст рецензии можно найти в статье «”Мейерхольд. Чужой театр”: хроника одного собрания», опубликованной в журнале
«Монокль» (№8, 19.02.2024).
Продолжительность 1 час 40 минут без антракта
Премьера состоялась 9 февраля 2024 года
Фото Владимира Постнова
18+