«Егорушкины птицы» Нового Художественного театра — в конкурсной программе «Уроков режиссуры»
26 ноября на сцене Московского театра «Школа драматического искусства» прошел спектакль «Егорушкины птицы» Нового Художественного театра (Челябинск) в рамках конкурсной программы VIII Фестиваля «Уроки режиссуры». Режиссер Евгений Гельфонд. После спектакля состоялось обсуждение со зрителями и театральными критиками.
Спектакль — северная легенда по рассказу Леонида Леонова «Гибель Егорушки».
В густой сказочной черноте северной ночи рождаются удивительные истории – острые, как звезды, жаркие, как огонь очага, печальные, как тягучие песни, сложенные в снегах, и прекрасные, полные духовной глубины и прозрений о смысле жизни и смысле веры…
Морозные узоры чистой и крепкой прозы русского классика Леонида Леонова обретают театральную плоть в дуэтном спектакле двух ведущих актрис НХТ. Здесь зритель услышит Слово и Музыку – жизни и смерти, падения и возвышения души, потери и обретения божественной искры.
В спектакле звучат самые редкие музыкальные инструменты мира — терменвокс, яйбахар, глюкофон.
Режиссер Евгений Гельфонд о спектакле:
«Я почувствовал, что это нужно сделать. Начали работать – и стало ясно: это должно быть некое литургическое, сакральное действо, если можно так сказать. Текст настолько насыщен образной, смысловой, энергетической тканью, что важно дать возможность самой этой ткани развернуться. Дать движение слову, позволить ему раскрываться в его образно-художественной полноте. Сюжет прочитывается, конечно, но это не прямолинейная нарративная история. Она скорее вертикальная, нежели горизонтальная. О том, как вера входит в жизнь человека, как Бог входит в жизнь человека, – а это сложно».
Театральный критик Ксения Стольная:
«Спектакль беспощадный, студеный, колючий. Требовательный. Добивается – ни больше ни меньше – потрясения духа. Мудреный рассказ переведен на сценический язык, равный ему по густоте, по подчиняющей гипнотической силе. Он строится на ритме, звуке, внебытовой интонации. Кажется, еще чуть-чуть, и слова обретут видимую плоть, настолько они увесистые, жирные от страстей. Своего рода поэтический натурализм, сцепка метафизического с физиологическим. "Егорушкины птицы" сложились в историю о том, как дух высекается в земных испытаниях. Спектакль вторит преподобному Ефрему Сирину: "И в мире, и в подвижнической жизни никто не венчается без борьбы, а также без борьбы никто не может получить неувядаемого венца и вечной жизни, ибо настоящая жизнь всегда подобна поприщу"».