Новости

Интервью с Егором Равинским, победителем режиссёрской лаборатории «ArtMasters» и «Уроков режиссуры»

Егор Равинский, лауреат фестиваля «Уроки режиссуры» 2017-го года и член жюри 2018-го, в этом году принял участие в режиссёрской лаборатории «ArtMasters». Его театральный эскиз по пьесе А.Н. Островского «Трудовой хлеб» был признан лучшим. Награждение состоялось 6 сентября в Большом театре. В качестве приза победитель получил возможность поставить спектакль в одном из таких московских театров как Малый театр, Театр им. Вахтангова, МХТ. им. Чехова, РАМТ, Практика, Электротеатр Станиславский. В интервью для «Уроков режиссуры» Егор Равинский рассказал о своих впечатлениях от лаборатории, отношении к Островскому и планах на будущее.

Егор, поздравляем вас с заслуженной победой! Расскажите, какие у вас остались впечатления от участия в лаборатории «ArtMasters»?

Спасибо за поздравления! Впечатления у меня хорошие, драйвовые. Эта победа стала для меня неожиданностью. Я в это не целился, честно говоря. Главным было попасть в формат, не подвести команду, сделать нечто целостное, ясное по мысли и по форме.

И это удалось! Егор, вы выбрали для работы отрывок из комедии Александра Островского «Трудовой хлеб». Почему выбор пал именно на эту пьесу? Чем она вас привлекла?

В этом году было такое условие – все участники могли брать только Островского или Достоевского. Сначала я выбрал «Дикарку», но поскольку в отрывке задействованы только молодые актёры, участники лаборатории, решил отказаться от этого решения. На мой взгляд, там принципиальна разница в возрасте между героями.

В «Трудовом хлебе» меня подкупил язык этой пьесы, особенно то, как говорит главный герой, учитель Карпелов. Там и церковно-славянский, и латынь, и светская речь. В последнее время это вообще основное, что влияет на мой выбор, на меня лично – это слова, звучание, язык.

Кроме того, здесь есть тема маленького человека в большом городе, и она очень созвучна мне и моим близким. Мы, маленькие люди, оказавшиеся в больших городах, обречены задаваться вопросами о том, на своём ли я месте, куда двигаться, зачем, есть ли в этом смысл, кто я. Среда мегаполиса - особое пространство... Недавно прочёл у одного земляка, крестьянина в нескольких поколениях (как, видимо, и я) такие слова: "Если у крестьянина есть лошадь, то это самостоятельный человек. Если лошади нет - то ему одна дорога - в... город".

Кстати, была сначала мысль взять какую-то очень известную вещь – «Бесприданницу» или «Грозу», например, - и сделать что-то яркое, эпатажное, некий перевертыш, и на этом решении как-то интересно, по-новому решить хрестоматийный материал. Но мы с командой это обдумали, обсудили и договорились всё-таки сосредоточиться на «Трудовом хлебе». Решили заниматься этой историей, этими людьми, этой их жизнью.

Теперь уже точно можно быть уверенными, что это было правильное решение! Вы уже работали с драматургией Островского, лаборатория снова обеспечила вашу встречу. Есть ли у вас желание и дальше продолжать им заниматься, исследовать, ставить его пьесы?

Да, я бы хотел и дальше работать с пьесами Островского, потому что для меня этот автор ещё далеко не исчерпан. Те проблемы, которые возникают в жизни его героев, не исчезли, люди сталкиваются с этим до сих пор. А как у него прописаны характеры!.. Мне интересно всё это исследовать, искать подход к нему определённый, чтобы он звучал современно. Хочется сломать то стереотипное отношение, которое к нему есть, как мне кажется.

Островский, как и Достоевский, для меня имеют исключительное значение, в том числе с точки зрения языка, как я уже говорил. Сейчас много читаю авторов, которые были их современниками. Читаю Лескова, например. И столько открывается нюансов! Счищается та шелуха штампов восприятия, которая нарастает по ходу жизни, начиная со школы. Вскрываются неожиданные, новые смыслы и совсем другой облик обретают эти авторы в моих глазах.

Одним словом, я надеюсь на будущие встречи с Островским.

Пусть так и будет! Мы тоже очень надеемся и ждём ваших новых спектаклей по Островскому в том числе. Егор, а что было самым сложным для вас в этом опыте с лабораторией «ArtMasters»?

Самым сложным для меня было попасть в формат. Для меня это стало неожиданностью, я был просто оглушён задачей, которая встала перед нами с командой. Надо было сделать не просто отрывок, а своего рода трейлер к спектаклю, «визитку» будущей постановки. Это предполагает довольно жёсткий монтаж, нужно в минимум времени вложить максимум смысла, успеть передать эстетику спектакля, его мысль и так далее. Важно, чтобы тизер, если можно так его назвать, был целостным, а не просто перечислением случайных сцен.

Испытания вы прошли с честью. Егор, а что стало самым ценным для вас?

Самое ценное – то, что мы всё-таки попали в этот непростой формат, что мы с командой преодолели трудности. Я до последнего, конечно, переживал, сомневался, но вроде бы что-то получилось, и это очень ценно.

Подробнее о лаборатории "ArtMasters" и её итогах
В галерее - фотографии отрывка "Трудовой хлеб" Егора Равинского, представленного на гала-концерте в рамках церемонии награждения в Большом театре 6 сентября 2021 года