IX Всероссийский фестиваль-конкурс драматических театров «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» открылся в Москве 17 октября спектаклем Театра Вахтангова «Пуф, или Ложь и истина» в постановке Аси Князевой.
Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Впервые пьесу «Пуф, или Ложь и истина» поставили в 1848 г. в Париже в Комеди Франсез. В том же году пьеса была переведена и поставлена в Петербурге французской труппой. Больше сведений о постановках в России нет, поэтому спектакль, по сути, впервые знакомит российского зрителя с этим произведением Скриба. Режиссер Ася Князева придает классическому сюжету современное звучание, вводит реалии сегодняшнего времени, сохраняя динамику, изобретательно построенную интригу, курьезные несовпадения, комедийные повороты сюжета и неожиданные поступки героев. Словом «Пуф» обозначен сознательный обман окружающих во имя личного процветания, беспринципная реклама, ложь, всеобщее лицемерие… Видимо, это соответствует русскому «Пшик». Но не будем забывать, что в спектакле «Пуф» – это к тому же «необученный ангел».
Режиссер Ася Князева:
«В пьесе "Пуф…" для меня на первый план выходит тема божественной справедливости – непостижимой ни для конкретного человека, ни для человечества в целом. Каждый человек несет свою правду, свое представление о дóлжном. Человек верен своей правде, пока не встречается с другой правдой, а потом со многими разными правдами… Божественная справедливость – то, чего человек не может найти, но мысль о ней живет в нем постоянно. "Пуф…" – это комедия, комедия нравов; ее секреты таятся в характерах героев: в них надо искать ответы на вопросы об их мотивах, поступках, высказываниях. Я думаю, что комедия даже ближе к философии, чем трагедия. Комедия возникает не тогда, когда надо повеселить, – а когда больше ничего не остается, кроме как смеяться. Если преодоление возможно только через смех, комедия возвышается до философского звучания».
Также Театр Вахтангова стал участником масштабной фотовыставки на Никитском бульваре, которая открывается 15 октября. Выставка приурочена к 100-летию А.В. Эфроса: театры Москвы представляют уникальные фотографии репетиций премьерных спектаклей. На стенде Вахтанговского театра можно увидеть фото репетиции спектакля «Солнце Ландау» в постановке главного режиссера театра Анатолия Шульева.
Фестиваль «Уроки режиссуры» проходит с октября по декабрь 2025 года на главных театральных площадках Москвы. В конкурсной программе – лучшие премьерные спектакли молодых режиссеров России. 15 постановок представят театры из Барнаула, Верхнего Уфалея, Казани, Лесосибирска, Москвы, Омска, Санкт-Петербурга, Самары, Сергиева Посада. Режиссеры-участники – яркие имена современного театра, как уже полюбившиеся столичному зрителю, так и новые для Москвы: Татевик Григорян, Фамил Джавадов, Дарья Догадова, Илья Зайцев, Саша Золотовицкий, Ася Князева, Владимир Комаров, Дмитрий Крестьянкин, Тимур Кулов, Александр Локтионов, Ярослав Морозов, Дмитрий Мульков, Федор Пшеничный, Сергей Тонышев. В жюри – мэтры режиссуры: Алексей Бородин, Георгий Исаакян, Евгений Каменькович, Евгений Марчелли, Владимир Панков, Искандер Сакаев, Валерий Фокин.
В рамках внеконкурсной программы к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне будет представлен спектакль «Живые картины блокады» театра-фестиваля «Балтийский дом». Постановка основана на документальных свидетельствах – воспоминаниях, письмах, дневниках – жителей блокадного Ленинграда, сотрудников Эрмитажа, которые сохраняли экспонаты музея, перевозили коллекцию в Свердловск, заботились о детях в эрмитажном интернате, выезжали к раненым и читали лекции об искусстве.
Тема образовательного проекта фестиваля «Мастерская» – «Репетиция – любовь моя». Лекции и мастер-классы проведут режиссеры, актеры, театроведы, драматурги: Николай Цискаридзе, Владимир Панков, Полина Агуреева, Ольга Яковлева, Александр Гельман и др.
Также в off-программе «Уроков режиссуры» пройдут две лаборатории – критиков и драматургов – и круглый стол, который объединит молодых режиссеров и опять же драматургов и критиков, что продолжает главный принцип фестиваля – создавать пространство профессионального диалога. В рамках проекта «Библиотека Биеннале театрального искусства» будет издан III том издания «Письма в Художественный театр». Совместно с издательством Navona фестиваль примет участие в книжной выставке-ярмарке non/fiction.
Завершатся «Уроки режиссуры» торжественной церемонией награждения, где победителям по традиции будет вручен грант на постановку. Так за годы фестиваля на российской сцене появилось уже 10 спектаклей, среди которых «Леопольдштадт» (РАМТ, реж. Алексей Бородин), «Как Фауст ослеп» (Сатирикон, реж. Сергей Тонышев), «Иммануил Ч.» (Лесосибирский театр «Поиск», реж. Виктория Печерникова) и др.
Фото Людмилы Сафоновой
Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Впервые пьесу «Пуф, или Ложь и истина» поставили в 1848 г. в Париже в Комеди Франсез. В том же году пьеса была переведена и поставлена в Петербурге французской труппой. Больше сведений о постановках в России нет, поэтому спектакль, по сути, впервые знакомит российского зрителя с этим произведением Скриба. Режиссер Ася Князева придает классическому сюжету современное звучание, вводит реалии сегодняшнего времени, сохраняя динамику, изобретательно построенную интригу, курьезные несовпадения, комедийные повороты сюжета и неожиданные поступки героев. Словом «Пуф» обозначен сознательный обман окружающих во имя личного процветания, беспринципная реклама, ложь, всеобщее лицемерие… Видимо, это соответствует русскому «Пшик». Но не будем забывать, что в спектакле «Пуф» – это к тому же «необученный ангел».
Режиссер Ася Князева:
«В пьесе "Пуф…" для меня на первый план выходит тема божественной справедливости – непостижимой ни для конкретного человека, ни для человечества в целом. Каждый человек несет свою правду, свое представление о дóлжном. Человек верен своей правде, пока не встречается с другой правдой, а потом со многими разными правдами… Божественная справедливость – то, чего человек не может найти, но мысль о ней живет в нем постоянно. "Пуф…" – это комедия, комедия нравов; ее секреты таятся в характерах героев: в них надо искать ответы на вопросы об их мотивах, поступках, высказываниях. Я думаю, что комедия даже ближе к философии, чем трагедия. Комедия возникает не тогда, когда надо повеселить, – а когда больше ничего не остается, кроме как смеяться. Если преодоление возможно только через смех, комедия возвышается до философского звучания».
Также Театр Вахтангова стал участником масштабной фотовыставки на Никитском бульваре, которая открывается 15 октября. Выставка приурочена к 100-летию А.В. Эфроса: театры Москвы представляют уникальные фотографии репетиций премьерных спектаклей. На стенде Вахтанговского театра можно увидеть фото репетиции спектакля «Солнце Ландау» в постановке главного режиссера театра Анатолия Шульева.
Фестиваль «Уроки режиссуры» проходит с октября по декабрь 2025 года на главных театральных площадках Москвы. В конкурсной программе – лучшие премьерные спектакли молодых режиссеров России. 15 постановок представят театры из Барнаула, Верхнего Уфалея, Казани, Лесосибирска, Москвы, Омска, Санкт-Петербурга, Самары, Сергиева Посада. Режиссеры-участники – яркие имена современного театра, как уже полюбившиеся столичному зрителю, так и новые для Москвы: Татевик Григорян, Фамил Джавадов, Дарья Догадова, Илья Зайцев, Саша Золотовицкий, Ася Князева, Владимир Комаров, Дмитрий Крестьянкин, Тимур Кулов, Александр Локтионов, Ярослав Морозов, Дмитрий Мульков, Федор Пшеничный, Сергей Тонышев. В жюри – мэтры режиссуры: Алексей Бородин, Георгий Исаакян, Евгений Каменькович, Евгений Марчелли, Владимир Панков, Искандер Сакаев, Валерий Фокин.
В рамках внеконкурсной программы к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне будет представлен спектакль «Живые картины блокады» театра-фестиваля «Балтийский дом». Постановка основана на документальных свидетельствах – воспоминаниях, письмах, дневниках – жителей блокадного Ленинграда, сотрудников Эрмитажа, которые сохраняли экспонаты музея, перевозили коллекцию в Свердловск, заботились о детях в эрмитажном интернате, выезжали к раненым и читали лекции об искусстве.
Тема образовательного проекта фестиваля «Мастерская» – «Репетиция – любовь моя». Лекции и мастер-классы проведут режиссеры, актеры, театроведы, драматурги: Николай Цискаридзе, Владимир Панков, Полина Агуреева, Ольга Яковлева, Александр Гельман и др.
Также в off-программе «Уроков режиссуры» пройдут две лаборатории – критиков и драматургов – и круглый стол, который объединит молодых режиссеров и опять же драматургов и критиков, что продолжает главный принцип фестиваля – создавать пространство профессионального диалога. В рамках проекта «Библиотека Биеннале театрального искусства» будет издан III том издания «Письма в Художественный театр». Совместно с издательством Navona фестиваль примет участие в книжной выставке-ярмарке non/fiction.
Завершатся «Уроки режиссуры» торжественной церемонией награждения, где победителям по традиции будет вручен грант на постановку. Так за годы фестиваля на российской сцене появилось уже 10 спектаклей, среди которых «Леопольдштадт» (РАМТ, реж. Алексей Бородин), «Как Фауст ослеп» (Сатирикон, реж. Сергей Тонышев), «Иммануил Ч.» (Лесосибирский театр «Поиск», реж. Виктория Печерникова) и др.
Фото Людмилы Сафоновой