Новости

«Маленькие трагедии» Красноярского театра драмы им. А.С. Пушкина сыграли в Москве в рамках конкурсной программы VIII Фестиваля «Уроки режиссуры»

Показ спектакля Олега Рыбкина состоялся 3 ноября на сцене Московского театра «Школа драматического искусства», в зале «Манеж». После спектакля состоялось обсуждение постановки со зрителями.

Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Партнер фестиваля: ОАО «РЖД».

О «Маленьких трагедиях» написано так много и столько раз их ставили на сцене, что кажется: текст – утомился, и смыслы, в нем заключенные, выдает уже неохотно. Но Олег Рыбкин нашел к произведению новый ключ. Он объединил в постановке героев «Маленьких трагедий» со «Сценами из Фауста» Пушкина – и это расколдовало в хрестоматийных строчках то, что прежде было скрыто. Режиссер исследует не только вопросы нравственности и трагической судьбы личности. Он обращается к метафизике, всматривается в сердцевину реальности, ощупывает природу бытия.

Герои «Маленьких трагедий» – лишь изящные игрушки в литературно-музыкальном салоне, где продолжают вечную дуэль Фауст и Мефистофель. А кто кого здесь искушает, наказывает или милует, сможет решить только зритель. Все сон здесь, все условность, все – иллюзия. А границы меж добром и злом, пороком и добродетелью оказываются непрочны и зыбки. Большие обобщения и глубокое размышление о самих основах мироустройства облечены в острую театральную форму.

Режиссер Олег Рыбкин о спектакле:
«Я очень долго мечтал об этом произведении, думал о нем. Тем более, что мой учитель Петр Наумович Фоменко был большим поклонником Пушкина и сумел привить нам любовь к нему. "Маленькие трагедии" – это четыре истории, но у нас их три. И мы добавили туда еще сцены из "Фауста", где главные герои, Фауст и Мефистофель, как бы предлагают нам попутешествовать по миру Пушкина. Спектакль открыл новую сцену театра. Здесь мы выходим за рамки классического театрального искусства, привычных театральных решений. Актеры в буквальном смысле работают в зрительном зале».

Журналист Сергей Павленко:
«Действие "Маленьких трагедий" разворачивается в барном пространстве, где зрители сидят за столиками с шампанским и закусками, а в центре площадки расположился рояль, вокруг которого и даже на котором работают артисты. Постановщик делает многочисленные отсылки к другим первоисточникам, скажем, к трехсерийному фильму Михаила Швейцера, сюжетные ходы которого скрепляются стихотворением "Сцены из Фауста" с участием Фауста и Мефистофеля. Мефистофель стремится погубить Фауста, выступая как психолог, убеждая героя, что скука – это и есть нормальное, естественное состояние человека в мире (на Земле), что это всеобщее правило (исключений нет) и что такое состояние – результат разумности человеческого рода, его рассудка, способности к размышлению: "Вся тварь разумная скучает"».

Арт-директор фестиваля «Уроки режиссуры» Ольга Егошина:
Спектакль Олега Рыбкина «Маленькие трагедии» в Красноярском театре драмы стал прекрасным завершением года Пушкина. Его самой высокой вершиной. Зрителям в этом спектакле удается стать если не участниками, то точно — частью пушкинского универсума. Сидя за столиками, расставленными строго вокруг игрового пространства,вы можете чокнуться бокалом шампанского с участниками пира... На расстоянии вытянутой руки мимо проносится Дон Жуан-Никита Косачев – юный, легкий, весь как запущенный в цель клинок. Можно поймать затравленный взгляд Сальери-Анатолия Малыхина, который так красноречиво нанизывает аргументы, почему Моцарту не стоит больше жить... Актеры играют по нескольку ролей. Анатолий Малыхин здесь – Сальери, Лепорелло, Священник, наконец, Мефистофель... Когда в финале со стоящего в центре рояля снимается крышка в нем плещется море и плывет белый кораблик, который Мефистофелю велел утопить Фауст. Фауста, Командора,Священника, Моцарта играет Георгий Дмитриев. И именно его присутствие становится камертоном спектакля. Исполин-Командор высится над Дон Жуаном небесным возмездием. Моцарт в белом парике и розовых носках летит куда-то над головами на качелях – они же камертон, отмеряющий время жизни. Двухметровый актер неожиданно почти танцевально легок и точен в движениях и так естественно-органичен в своих реакциях. В финале на рояль принесут бюст Пушкина, со столиков соберут вазочки с цветами. Маленький голубь будет водружен на голову поэта и вокруг соберутся его персонажи, как когда-то далекой болдинской осенью.

Фото Людмилы Сафоновой