Новости

"Цемент" на фестивале "Уроки режиссуры"

14 ноября на Другой сцене "Современника" в рамках конкурсной программы биеннале прошел спектакль "Цемент" Новосибирского театра "Старый дом", режиссер Никита Бетехтин. Постановка вошла в число главных премьер России минувшего сезона по версии экспертов «Золотой маски».

Это первый в России спектакль по пьесе немецкого классика Хайнера Мюллера «Цемент» - исследование реальности через советский миф, античность и архетипы. Единственный московский показ состоялся в рамках Биеннале театрального искусства «Уроки режиссуры».

Мюллер пишет «Цемент» по мотивам одноименного русского романа Федора Гладкова – уникальный случай в мировой драматургии! События пьесы происходят ровно 100 лет назад – в 1921 году. После Гражданской войны главный герой Глеб Чумалов возвращается домой и берется восстанавливать разрушенный цементный завод. Драматург рифмует историю с античными и христианскими мифами, подвергая исследованию архетипические, неизменные основы человеческой природы.
В России до сих пор не было ни одного спектакля по этой пьесе, написанной еще в 1972 году. Новаторство режиссера не только в выборе материала – он изобретает новый театральный язык, который можно назвать пост-экспрессионизмом.

Эстетика спектакля футуристична. Декорация составлена из огромных движущихся кубов, которые образуют стены, арки, лестницы и т.д. Одежда кажется металлической, цвета цемента. Время от времени герои застывают в позах, напоминающих советские памятники рабочим и колхозникам.

«Цемент» - возвращение к театру крупных форм. Это исследование вечности через временное и анализ сегодняшней жизни через призму вечного. Попытка всмотреться в будущее через зеркало прошлого.

Режиссер Никита Бетехтин о спектакле:
«Для меня важно время действия – 1921 год. Текст отражается в настоящем моменте, и кажется, что это тревожное предсказание, предупреждение. У свидетелей событий 1921 года не было иной возможности, кроме как быть объединенными общей идеей, такие условия диктовало время. А есть ли такая идея у нас сегодня? Что объединяет нашу страну, нашу нацию? Кто в наше время станет таким героем, каким становится Чумалов в «Цементе»? Мы в ожидании героя, который поведет нас, а пока его нет, «мы все находимся во власти живота».

Отзывы зрителей:
"Люди-памятники-голограммы, прошедшие через античные перипетии становления советской власти, приходят к нам с кинематографической точностью. Ощущение мороза по коже после такого прочтения "Цемента". (@vertatsi)

"Спасибо, что поставили очень интересный текст Мюллера". (@teatralka_narkomanka)

"Театр "Старый дом" из Новосибирска показывает единственный раз спектакль "Цемент" на фестивале "Уроки режиссуры". (@di_ibr)

"Красная стена с выдвигающимися блоками, серые метиллизированные костюмы в цвет цемента, рубленые фразы и чеканные слова, взгляд в революционное время 1920-х годов через античные мифы - дуалистичный и интересный спектакль театра "Старый дом" по пьесе Х. Мюллера "Цемент". (@di_ibr)

"Пьеса Хайнера Мюллера "Цемент" написана по мотивам одноименного романа Федора Гладкова. 1921 год, красноармеец Глеб Чумалов возвращается с гражданской войны. Дом с запустении, жена, будто чужая, а дочь в детском доме, где впоследствии и погибнет. Заброшен не только дом, но и цементный завод, на котором то ли коз пасут, то ли зажигалки изготавливают. Чумалов решает восстановить работу завода. Мюллер рифмует сюжет с античными мифами, что делает текст пьесы еще более злободневным. Черно-белая гамма, приглушенный свет, гнетущие звуки и люди в одеждах стального цвета. Сценография работает очень точно. "Цемент Никиты Бетехтина" - спектакль, после которого хочется побыть в тишине. Каждый раз спрашиваю себя: "Неужели так могло быть?", а потом вспоминаю рассказы бабушки из ее военного детства... "Театр - это диалог с мертвыми, нужно выкапывать мертвых снова и снова, ибо только у них и можно добыть будущее". (@sokolova_pr)

"Железобетонная сага по пьесе Х. Мюллера от театра "Старый дом" и Н. Бетехтина о героях, цене и плодах революции... цельно, глубоко, эстетично...". (@shtrum)

"Цемент", показанный в рамках биеннале, оставляет гнетущее впечатление, потому что мифотворчество разрушает отдельно взятого человека, превращая его в памятник, в голограмму / в зависимости от времени /. Хайнер Мюллер создал свой "Цемент" в 1972 по мотивам одноименного романа Гладкова. С содроганием вспомнила студенческие страдания при изучении произведений соцреализма производственной тематики. Кстати, "Цемент" Мюллера изначально был запрещен в ГДР за "упрощение идей". Никита Бетехтин, режиссер спектакля, беря за основу пьесу Мюллера, выхолащивает из неё жизнь, показывая, что люди-памятники /все персонажи в серебристом/ - голограммы не способны разговаривать и двигаться в человеческом ритме. У них свой, искусственный! Лишь изредка прорывается боль и страх. Сцена "Медея" - крик женщины в пустоту. Сценография, имитирующая процесс документального фильма, придает действию достоверность, а тяжелые давящие звуки угнетают, вызывая желание услышать что-то мелодичное. Мне удалось ослабить пружину звука при мелодии немецкой песни под звуки рояла. Все два часа действия развиваются на фоне красных ячеек-коробок-формуляров. У меня ассоциация с хранилищем, в котором собраны людские судьбы. Человеческая сущность постепенно исчезает, остается пустота! У Мюллера заключительная глава названа "Окно в будущее". В постановке "Старого дома" этой главы нет, зато есть "Сирены". Куда могут заманить эти существа, сладко поющие песни?!". (@vertatsi)

"Меня переполняют эмоции, хотя уже утро. Спектакль "Цемент" театра "Старый дом". Это бомба замедленного действия. Весь спектакль сидела в напряжении... начиная от музыки и заканчивая актерами. От энергии актерской, силы, мощи я сходила с ума. Это первый спектакль в моей памяти, от которого каждую секунду нервы готовы разорваться и когда энергия пробивает насквозь!!! (@alytrusevich)

"Отличный спектакль, продуманный в сценографии (как кирпичи судеб, красного цвета), костюмах, стилизованных под цемент, пластике как памятники, вербально и в интонировании. За смелость театра взяться за такой сложный текст, опрокидывающий историю 1920-х гг. в античные мифы отдельное спасибо театру и Никите Бетехтину". (@di_ibr)

Фотоальбом спектакля, автор Ольша Швецова