ПРОГРАММА #УРОКИРЕЖИССУРЫ

Брайн Фрил

«Молли Суини»

«Молли Суини»

Мастерская Фоменко с радостью представляет долгожданную премьеру – спектакль по пьесе ирландского драматурга Брайана Фрила «Молли Суини». Мы не случайно говорим – долгожданная. Эта премьера должна была состояться ещё весной 2020 года, но общеизвестные события отодвинули встречу зрителей и героев спектакля почти на полгода.
«Молли Суини» – не первое обращение театра к творчеству классика ирландской драматургии Брайна Фрила, чьё имя соотечественники ставят в один ряд с выдающимися ирландцами XX века — Бернардом Шоу, Сэмюэлем Беккетом, Уильямом Батлером Йейтсом… 
Первое знакомство Мастерской с творчеством Фрила состоялось почти двадцать лет назад – в 2001 году, когда эстонский режиссёр Прийт Педаяс поставил с актёрами театра спектакль по одной из самых известных пьес автора – «Танцы на праздник урожая»: история нескольких дней из жизни пятерых сестер, живущих в ирландском захолустье.. 
Затем, в 2010 году в театре появился спектакль «После занавеса» (режиссёр Евгений Каменькович) – диптих, состоящий из чеховской сцены-шутки «Медведь» и пьесы Брайна Фрила «После занавеса», в которой автор фантазировал на тему того, как могли бы сложиться судьбы чеховских персонажей – Сони Серебряковой из «Дяди Вани» и Андрея Прозорова из «Трёх сестёр».
И, наконец, встреча третья – «Молли Суини». 


Скажи всю Правду, но не в лоб,
Скажи ее не враз – 
Ведь слишком ярок Правды свет
Для наших слабых глаз.
Как постепенно у детей
Мы ширим знаний круг – 
Так нужно Правду открывать,
Чтоб не ослепнуть вдруг.

Эмили Дикинсон (перевод Аркадия Гаврилова)


Как и в большинстве произведений Фрила, место действия – вымышленный городок Бэллибег, что в переводе с гэльского означает «маленький городок». 
Но событие, послужившее литературной основой пьесы, вполне реально – это случай из практики американского невролога и нейропсихолога Оливера Сакса, описанный доктором в статье «Смотреть и не видеть» (“To see and not see”). 
На первый взгляд сюжет пьесы лежит на поверхности – это история о слепой женщине Молли Суини. Однако только ли о физической слепоте идёт речь? Физическая слепота оказывается зрячей нравственно, в противовес нравственно-духовной слепоте у физически зрячих. Развивая мысль статьи Оливера Сакса, Брайан Фрил устами одного из своих героев отмечает: «Мы рождаемся с пятью чувствами, и с помощью информации, которую они нам дают, строим с момента нашего рождения зрительный мир – мир предметов, идей и смыслов. Этот мир не рождается вместе с нами. Мы создаем его сами – через опыт, через память, устанавливая категории с помощью внутренних связей».
На сцене трое – Молли Суини (Полина Кутепова), её муж Фрэнк (Юрий Буторин) и врач мистер Райс (Анатолий Горячев). Три героя. Три монолога, сплетающиеся в одну историю. Отсутствие диалогов наводит на размышления: не вызов ли это драматурга современному обществу, зачастую сильно разобщённому, всё чаще уходящему от прямого диалога, замыкающемуся на себе. Как и современному театру, страдающему теми же современными болезнями.
Как много слепых вокруг – не смотрящих вдаль, не готовых увидеть вглубь, не замечающих рядом, не желающих заглянуть внутрь; с затуманенным взглядом, стеклянным взором, ослеплённых экранами – смотрящих и не видящих.
Трио для трёх голосов. Три монолога, сплетающихся в рассказ о людях, которые в попытке уйти от реальности застряли в мире фантазии, в мире больших ожиданий... 
«Молли Суини» – одна из самых философски-мрачных и щемяще-красивых работ ирландского драматурга и македонского режиссёра.

В спектакле заняты: Полина Кутепова, Юрий Буторин, Анатолий Горячев